Виноград в БИБЛИИ и ХРИСТИАНСТВЕ.  «ВИНОГРАД — это один из главных символов христианской религии. Поэтому неудивительно, что  виноградная лоза и виноград в Библии упоминаются неоднократно.

Виноград в библии и христианстве. Блог Олёны Непомнящей.В Ветхом завете описана вот такая гроздь винограда , которую срезали израильтяне в земле Ханаанской , далее цитата «… единую гроздь  винограда … держали на  шесте».
они поднялись и исследовали землю … они сделали из ветки шест и несли одну гроздь винограда. Двое из них носили его на шесте между ними, вместе с гранатами и фигами. Это место называлось Долиной Эшколя из-за грозди винограда, которую отрезали там израильтяне. В конце сорока дней они вернулись после изучения этой земли.

Виноград в Библии.Блог Олёны Непомнящей.Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми. Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.

И что интересно,  что Виноград в Библии упоминается  позитивно только и именно живой — как виноградная лоза или свежие ягоды винограда.  Засохшие ягоды винограда -изюм -символ смерти, так же как сам живой виноград в Библии -символ жизни. Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась в древности при погребальных обрядах.

Крест и Древо Жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен.

Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».

Виноград в Библии. Блог Олёны Непомнящей.

Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты Причастия — хлеб и вино, Тело и Кровь Христовы.Церкви.

Виноград в Библии. Блог Олёны Непомнящей.

Чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: это или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь»,-пишет Климент Александрийский. Люди,или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми,-членами

Виноград в Библии. Блог Олёны Непомнящей. Виноград в Библии. Блог Олёны Непомнящей.

Виноград в Библии.Блог Олёны Непомнящей.

В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси…».

Это образная форма, соответствует Евангельским словам Спасителя: «Яко же розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете.

 

 

Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже»,(Ин.15, 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл, экклезиологический и сакраментальный.

Виноград в Библии- также является и символом возвышения христианина. Ведь среди христиан  есть и такие, которые христиане только по имени, внутренне же  далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном  суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.

Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в перво христианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета украшения храмов  продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
__________________________________________________________

ЛОЗА ИСТИННАЯ.

«Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2).  Так цитируются слова Господни и упоминается виноград в Библии.

Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».

Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.

Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.

И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.

Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими? Почему так преклоненно упоминается виноград в Библии.

Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.

Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?

Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?

Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.

Виноград в Библии и православии многосмыслен и образен. Вы слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела». Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.

Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.

Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.

Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.

Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.

Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.

Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.

Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.

Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.

«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».

А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».

Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.

«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».

Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».

Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.

Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Виноград в Библии. Блог Олёны Непомнящей.

Мне известны две иконы Божьей Матери с изображением винограда  (может быть есть больше)  Первая  Ты еси Лоза Виноградная ,

 

Эта икона появилась на основе фрески в храме в Каподокии, в её иконографию было добавлено изображение грозди и благословляющий жест левой рукой. Икона признана Грузинской Церковью, имеет тропарь и акафист, день памяти — 1-ое января(стар. ст.) / 14-ое января (нов.ст.). Эта икона уже прославилась как чудотворная.

Акафист…ТыВиноградная лоза, вновь распустившаяся Ветвь нежная, в Эдеме посаженная и Сама Собою Ты Солнце Сияющее... слушать хор Храма Св. Пантелеймона…

 

Виноград в Библии. Блог Олёны Непомнящей.

Вторая- Пресвятая Богородица Покрывающая.Происхождение: Из Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района).Местонахождение: Новоспасский мужской монастырь г. Москвы.Материал: Дерево.Икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая» (Домодедовская) была келейным образом грузинского письма схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На иконе, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»

15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную».Источник.

_________________________________________________

Можно провести такую интересную параллель, рассматривая тему Виноград в Библии.

При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».

Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане. Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный, красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации: чёрный виноград- это монашествующие, а красный и белый-миряне.Виноград в Библии.Блог Олёны Непомнящей. ИНТЕРЕСНО. Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.

Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда. 😉 И это важно для понимания того, что такое виноград в Библии и христианстве.

В таинстве Евхаристии претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы происходит по благословлению священника. И когда это чудо совершается , радость наша не знает границ, и  присутствующие в храме  чада Божии молятся Господу, по слову Апостола Петра:«Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9) . Сила же молитвы зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.

Божьей нам Помощи.

Аминь.

люди, с любовью растящие виноград, неравнодушные к нему -Божьи люди…

                                                 И еще факты-

Виноград в Библии  — упоминание и толкование смысла его встречается неоднократно. Слово виноград в Библии встречается 24 раза.

Втор 32:32 …Ибо виноград их…
Суд 8:2 …Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?..
Суд 9:27 …И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах,..
Иов 24:6 …жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца;..
Пс 77:47виноград их побил градом и сикоморы их – льдом;..
Пс 79:15 …и воззри, и посети виноград сей;..
Пс 104:33 …и побил виноград их и смоковницы их,..
Ис 62:9 …и обирающие виноград будут пить вино его…
Иер 5:17 …съедят виноград твой и смоквы твои;..
Иер 6:9 …до конца доберут остаток Израиля, как виноград;..
Иер 31:29 …отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина,..
Иер 31:30 …кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет…
Иер 48:32 …опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград
Иез 18:2 …отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина?..
Ос 9:10 …Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля;..
Ос 10:1 …Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод:..
Ам 9:13 …а топчущий виноград – сеятеля;..
Зах 3:10 …будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу…
Мф 7:16 …Собирают ли с терновника виноград,..
1Кор 9:7 …Кто, насадив виноград, не ест плодов его?..
Откр 14:19 …и обрезал виноград на земле,..
2Езд 4:16 …и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград,..
3Езд 16:27Виноград созреет, и кто будет топтать его?..
3Езд 16:31 …те, которые внимательно обирают виноград:

слово ЛОЗА /именительный падеж/ встречается 20 раз

Быт 40:9 …и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;..
Суд 9:13 …Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой,..
Суд 13:14 …пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза;..
Иов 15:33 …Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою…
Пс 127:3 …Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем;..
Песн 6:11 …поглядеть, распустилась ли виноградная лоза,..
Песн 7:13 …посмотрим, распустилась ли виноградная лоза,..
Ис 24:7 …болит виноградная лоза;..
Иез 17:7 …и вот, эта виноградная лоза
Иез 19:10 …как виноградная лоза, посаженная у воды;..
Ос 14:8 …и расцветут, как виноградная лоза,..
Иоиль 1:12 …засохла виноградная лоза и смоковница завяла;..
Иоиль 2:22 …смоковница и виноградная лоза окажут свою силу…
Агг 2:19 …Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница,..
Зах 8:12 …виноградная лоза даст плод свой,..
Мал 3:11 …и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих,..
Ин 15:1 …Я есмь истинная виноградная лоза,..
Ин 15:5 …Я есмь лоза, а вы ветви;..
Иак 3:12 …смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы…
Сир 24:20 …Я – как виноградная лоза, произращающая благодать,
    Данный пост создан мной с использованием, кроме лично проведенных обобщений и статистики, также важной информации от монахини Серафимы Живой Журнал тема Виноград и из сайта Симфония для Библии .

Если Вам интересна эта статья или если что-то другое в блоге -Нравится, то НАЖМИТЕ ниже на кнопку и ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ в своих социальных сетях. Это ведь не сложно, но зато кто-то еще узнает новое благодаря Вам:). Спасибо!

                                                               С уважением, Олёна Юрьевна Непомнящая.

 

Нравится?

11 комментариев к “Виноград в БИБЛИИ и ХРИСТИАНСТВЕ.

  1. Антон

    Осталось только найти автохтонные (аборигенные) библейских времён сорта винограда и тогда можно будет поверить. А пока получается что библейская Палестина была в другом месте.

    1. Олёна Непомнящая

      Антон, спасибо за коммент. Автохтоны имеете в виду -на Святой Земле или близ горы Арарат, куда причалил ковчег? Обе темы интересные. Второй из них -я сейчас занимаюсь, но медленно-материалов немного, , а по поводу первой — на настоящий момент усилия израильских виноделов сосредоточились на анализе ДНК и воссоздании на его основе сортов древних вин, которыми пользовались жители Иудеи во времена царя Давида и Иисуса Христа. Эти исследования ведутся в университете Ариэль, расположенном на Западном берегу реки Иордан — в регионе, который является спорной территорией между Израилем и Палестинской автономией. Вам удачи !

      Эльяшив Дрори (Eliyashiv Drori), энолог из университета Ариэль, который возглавляет исследования, утверждает, что сорта винограда марави (известный также под названием хамдани) и джандали (джандаль) упоминаются в Вавилонском Талмуде. Эти свидетельства восходят к 220 г. н. э.

      1. Антон

        Хорошо будет если в Израиле найдут ещё и тёрн для венца Христа, а то пока Израиль не входит в ареал распространения тёрна.

      2. Антон

        Автохтоны я имею в виду на Дону. Там же в дубравах рос дикий виноград, см. Потапенко «Виноград на Волге и Дону».
        В пояснение замечу, что Волга называлась раньше Ра, Дон имел тоже другое название, с терном никаких проблем, население хазары — виноградари, виноделы и земледельцы по настоящее время, в разрушенных городах Н. Волги путешественниками отмечены многочисленные надписи на староеврейском.

  2. Антон

    Олёна, вот книжка в которой автор еврей пишет о том, что несмотря на значительные усилия и деньги сколь нибудь значительную часть евреев не то что виноградарями, но и простыми земледельцами сделать не удалось, что позволяет утверждать о том что израильтяне не являются потомками библейских евреев. https://yadi.sk/i/qAxWRXzM3GF2hG

    1. Олёна Непомнящая

      По поводу терна, как бы он не назывался в те времена, см. https://nashausadba.com.ua/sad/derevya-i-kustarniki/361-tern.html По поводу последней вашей ссылки- лично я не еврей, но о израильтянах я тоже так думаю. И закончим на этом. Бог потому и Бог, что помогает даже тем, кто в него не верит. Удачи вам, Антон, и перейдем к виноградарству…

  3. Антон

    Закончить об израильтянах можно вопросом — За 1800 лет скитаний выращивали ли они виноград там где жили, писали ли книги о его возделывании и виноделии ? Вот пример подобных трудов — рукопись Денисов, Семен Дионисьевич (настоятель Выговицкого поморского общежительства старообрядческого; 1682-1741), Виноград российский. История о отцах и страдальцах Соловецких.
    В коротком фрагменте из Солярский П. Ф., Опыт библейского словаря собственных имен, СПБ 1884 г. есть интересная версия о хеттах к вопросу о появлении виноградарства в Палестине — https://yadi.sk/i/JIgWKB4D3QgdFS

    1. Олёна Непомнящая

      Антон, спасибо большое за информацию и ссылку о Палестине. Ознакомлюсь с тем, что найду. Нашла в электронном виде рукопись Виноград российский. История о отцах и страдальцах Соловецких.Денисов, Семен Дионисьевич (настоятель Выговицкого поморского общежительства старообрядческого; 1682-1741), Но мне кажется, что здесь подразумевается скорее виртуальный, духовный виноград? Но о выращивании винограда на Соловках и на Валааме я собиралась писать…

    1. Олёна Непомнящая

      Спаси Господи. Я рада, если мне удалось принести пользу своей статьей.

  4. Дарья

    Олена, как Вы думаете, имеет ли связь слов Ин 15 1-5 с вином в Браке в Кане галилейской?

Оставьте комментарий